zz
Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
 Большая часть внутреннего убранства Елагина дворца с небольшими изменениями сохранилась до настоящего времени. Приемы отделки несколько отличались от приемов убранства предыдущей эпохи. Здесь все определенно и лаконично. Поле стены, а также плоскости мебели расчленяются горизонтальными линиями и в образовавшееся пространство вставляются четко прорисованные фигуры, розетки, пальметки, венки и военная арматура. Тот же прием применяется в обработке плафонов. Расцветка - преимущественно яркая, причем в этом дворце особенно часто встречается сочетание белого с оранжево-желтым и зеленым. Некоторые комнаты по своим красочным соотношениям производят впечатление нарочитой резкости. Позолота отдельных частей предметов убранства напоминает о том, что золото вновь становится социальным цветом.
Скульптура и живопись, обильно украшающие внутреннее помещение дворца, иногда в работах "под лепную" незаметно сливаются друг с другом, продолжая и развивая архитектурное убранство. Дворец, вполне законченный в 1822 г., заключает в себе элементы пышного и торжественного ампира более позднего (николаевского) времени.

МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ И МИХАЙЛОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ
Второй большой работой Росси в Петербурге был Михайловский дворец. Он имел двоякое значение: во-первых, это была замкнутая, окруженная службами и садом постройка усадебного типа, характерного для феодально-дворянского строительства XVIII века, во-вторых, городской особняк, господствующий над окружением и влиявший на его оформление. Эта работа помогла Росси выйти на путь нового крупного городского строительства с планировкой площадей и улиц, созданием архитектурных комплексов, триумфальных арок и т. п. На этом поприще размах его творческой фантазии достиг небывалых размеров. Но при всей кажущейся фантастичности его замыслов Росси всегда исходил из реальной обстановки, считаясь с прошлым перестраиваемого квартала, с потребностями текущего момента и с дальнейшими перспективами.
Так было и с комплексом Михайловского дворца и площади. История застройки этой части города относится к петровскому времени. В 1719 г. здесь было посажено 300 елей и разведен сад, который составил часть Летнего сада и был назван третьим дворцовым". В 1721 г. 7 марта Петр I посадил здесь первые яблони, а 25 сентября "было велено докончить" постройку каменной оранжереи. Сад предполагалось сделать плодовым.
По плану 1738г. окружение его составили на севере - Летний сад, тесно с ним соприкасавшийся на месте, где потом был проложен Екатерининский канал-речка Кривуши; на западе - Невский проспект. Садовая улица шла до Чернышева переулка, а пространство между третьим садом и Невским представляло собой трудно проходимое болото, поросшее редкой растительностью. В 1739 г. невская перспектива в этой части была застроена каменными домами, а позади них "лицом к саду" комиссией по застройке города было приказано "строить деревянные дома и перед домами пустить улицу... шириною в восемь сажен, которую вымостить камнем, а под те каменные (по Невскому) и деревянные (по Итальянской) дома отвести длиннику по сорок, а поперечнику по пятнадцати сажен и оные раздать под строение всякого чина желающим людям". В 1741 г. работы по оформлению квартала продолжались. По указу Сената от 17 июня этого года, каторжники должны были исполнить ряд работ по застройке и, между прочим, Росси продолжить Садовую улицу мимо Гостипого двора до Невского проспекта. Третий дворцовый сад продолжал разрастаться. В 1747 г. "СПБ ведомости" вызвали желающих поставить (для посадки в нем) 25 000 кленовых деревьев. В копце XVIII века летом шли работы по устройству Екатерининского канала на месте речки Кривуши. К этому времени, в связи с ростом города, площадь пустырей и садов стала сокращаться, и третий сад доходил уже не до Итальянской, как прежде, а до Инженерной улицы. Мысль о постройке на этом месте дворца для Михаила Павловича появилась не сразу. В 1819 г. его предполагали строить на Исаакиевской площади, на углу Вознесенского, где впоследствии Штакеншнейдером был сооружен дворец для дочери Николая I - Марии Николаевны, или на месте Пажеского корпуса. Относящийся к 1819 г. проект дворца Михаила Павловича, разработанный Росси, не был принят. Выбор нового места на углу Инженерной и Садовой улиц обусловливался как удобным положением в центре города, так и наличием сада, который предполагалось использовать в плане постройки дворца-усадьбы.


1 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
Росси