Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  ЕЛАГИН ДВОРЕЦ
 Елагин дворец был первой большой самостоятельной работой Росси в Петербурге. Здесь в полном блеске выявились не только основные черты художественного дарования знаменитого архитектора, но и его исключительные организаторские способности, которые впоследствии помогли осуществить его грандиозные замыслы по перестройке ряда кварталов Петербурга.
Заново планируя усадьбу на Елагином острове, Росси предполагал оставить часть построек, сохранившихся здесь от прежних владельцев. Сравнительно небольшие размеры острова (длина 2 версты, ширина 200 саженей), близость к городу, богатая растительность, удобное и живописное местоположение на берегу реки, у моря, в которое остров вдается мысом, образуя "стрелку', - все это заставляло смотреть на остров как на приятное, хотя и бездоходное загородное имение. Перемена владельцев сказывалась лишь на его названии: сначала Мишин (быть может, по имени водившихся здесь медведей), потом Шафиров, Мельгунов и Елагин остров. Но существу же, несмотря на то, что рядом с ним кипела жизнь огромного города, политического центра государства, остров до конца XIX века сохранил черты загородной усадьбы с виллой. Сюда совершались увеселительные прогулки (по Неве на шлюпках или через парк), здесь устраивались пышные празднества с музыкой, спектаклями и фейерверками.
Мысль оформить Елагин дворец как загородную усадьбу, приспособленную не столько для постоянной жизни в ней, сколько для временного, преимущественно летнего пребывания, легла в основу работ Росси. При этом он должен был учесть то обстоятельство, что усадьба предназначалась для матери Александра I - Марин Федоровны, избалованной художественным убранством Павловска, привыкшей, согласно вкусам своего времени, сочетать интимный уют жилища с торжественностью дворцового убранства.
Была учреждена особая комиссия "для перестройки дворца, построения вновь кухонного и конюшенного корпусов, переделки большой каменной оранжереи на Елагином острове, построения там же деревянной на каменном фундаменте оранжереи и производства прочих работ".
По докладу министра финансов Гурьева, Александр I приказал "ко всему оному приступить, но не вдруг, а по мере имеющихся в Кабинете свободных сумм". На постройке Елагина дворца начали складываться те внутренние, основанные на взаимном понимании и любви к общему делу, отношения между главным архитектором и его сотрудниками, которые дали возможность воплотить гениальные замыслы Росси в совершенную по мастерству форму.
Росси, планируя усадьбу, архитектурным центром ее сделал дворец. С рекой он соединяется широкой полукруглой (в плане) лестницей, "на быках или поручнях... которой поставлены для украшения четыре больших вазы белого итальянского мрамора скульптурной работы и четыре больших чугунных корзины для цветов, выкрашенных дикою масляной краской".
Елагин дворец. Павильон у Гранитной пристани
К морю, к самой стрелке, ведет аллея типа дорожек английского парка, пробегающая мимо прудов и лужаек с живописными группами деревьев. Благодаря окружающей его высокой террасе, дворец господствует над линией берега реки, а значительный объем и нарядность убранства выделяют его среди других служебных построек усадьбы. Учитывая особенности загородной виллы, Росси украсил эти постройки портиками, колоннами и статуями, придав им вид парковых павильонов, архитектурно связанных с центральным зданием.

1 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
Росси