Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  17 ноября того же года ему поручается "исправление Таврического дворца", причем "в помощь ему предлагается командировать состоящего при кабинете академика надворного советника Александра Руска, которому и находиться при работах до окончания упомянутого исправления дворца".
Наконец, признанный авторитетом по постройке театральных зданий и по техническому их оборудованию, Росси неоднократно привлекался к серьезным ремонтам старых театров и проектированию новых. Так, в 1845 г. вместе с Тоном он участвовал в комиссии "для осмотра приходящих в ветхость деревянных стропил над зданием большого театра и висящего на них механизма сцены". Кроме Росси, в комиссию были пазначены архитекторы Стасов и Ефимов. В архиве А. Брюллова найден проект Михайловского театра, подписанный Росси очевидно, легший в основу проекта Брюллова.
Последнею работой его была переделка лучшего из его архитектурных произведений - Александринского театра. Работы заключались в расширении четырех лож, возобновлении живописи на плафоне и в замене голубой расцветки драпировок на давно предполагавшуюся Николаем I красную. Для этого Росси были сделаны специальные рисунки, утвержденные царем.
В настоящее время в Ленинградском отделении Центрального архивного управления находится проект внутреннего убранства Александринского театра. На нем у боковой ложи первого яруса с правой стороны сохранилась наклейка, обозначенная литерой Е, с надписью об утверждении. Убранство изображенной на наклейке ложи исполнено так тщательно, с таким характерным для Росси мастерством, простотой и совершенством, что ничем не уступают его работам времени молодости и расцвета его дарования. Трудно поверить, что рисунок сделан 74-летним архитектором, сломленным жизнью, исполнен им незадолго до его смерти. За любимую свою работу Росси, повидимому, принялся с неоставлявшей его энергией и бодростью. 4 марта 1849 г. он пишет в Кабинет: "...Император повелеть соизволил увеличить по утвержденным... рисункам 4 ложи авансцены Александринского театра, с возложением на меня исполнения сего проекта, почему покорнейше прошу ваше сиятельство приказать командировать в помощь ко мне состоящего при кабинете его величества каменных дел мастера Руско, который будет иметь постоянный надзор за успешным производством работ до окончания оного. 21 февраля 1849 г. Архитектор Росси".
Кроме А. Руска, к работам был привлечен архитектор Кавос, который после смерти Росси заменил его по постройке театра. Непрекращавшаяся в Петербурге холера весной 1849 г. дала новую вспышку. Повидимому, заразившись от сезонных рабочих, перестраивавших Александринский театр, "член комиссии по искусственной части, архитектор Росси, заболевший 5 апреля холерой, на другой день 6 апреля, в 5 часов пополудни помер".
У семьи его не было средств, чтобы похоронить бывшего главного архитектора Строительной комиссии при Кабинете, величайшего зодчего, создателя лучших городских комплексов Петербурга и лучших его построек. В результате просьбы его дочерей о пособии на похороны, поддержанной членами Кабинета Д. Казаковым, Н. Петуховым и кн. Гагариным, на прошении рукою Волконского сделана надпись: "высочайше повелено выдать на них 1 ООО руб. серебром. Архитектору Кавосу поручить окончание работ в зале Александринского театра. 9 апреля 1849 г".
После Росси осталась большая семья без всяких средств. В результате хлопот, детям Росси была выдана пенсия в 857 руб. 28 коп., т. е. по 214 руб. 32 коп. в год каждому из необеспеченных. Если сравнить эту сумму с цифрой пенсии, выданной детям архитектора Стасова, — 425 руб. каждому, то станет ясно, что Росси так и оставался до конца недооцененным и что после его смерти Николай I продолжал сводить старые счеты с архитектором.
Подобно Николаю I, более чем сдержанно отнеслась к факту его смерти печать. Большинство журналов и газет просто забыло о ней упомянуть. "Северная пчела" поместила у себя следующий сухой некролог о Росси:
"б-го числа сего месяца скончался здесь в С.Петербурге известпый архитектор, коллежский советник К. И. Росси, построивший здания в здешней столице, между прочими Михайловский и Елагин дворцы, Главный штаб, Александринский театр с флигелями по Театральной ул. и перестроивший Императорскую публичную библиотеку".
Так отнеслась николаевская Россия к памяти величайшего русского зодчего, единственного из современных ей строителей, сумевшего подняться над постройкой дворцов, казарм и частных зданий к планированию и сооружению кварталов городского масштаба.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
Росси