Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  БИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Биографические сведения о Росси крайне скудны. Личного архива его не существует, из родственников в живых осталась одна внучка, сохранившая небольшое число реликвий и незначительные воспоминания о частной жизни архитектора.
Современная ему публицистика почти не замечала Росси: скупо хваля его постройки, она лишь вскользь упоминала о строителе. Даже после его смерти лишь немногие журналисты почтили его намять сдержанным некрологом. Так же бедна воспоминаниями о Росси мемуарная литература. Один только Вигель с ядовитой усмешкой вспоминает о его происхождении, о бурной жизни в Москве, о том, как неумеренные наслаждения, изощрив воображение, разрушительно сказались на здоровье архитектора.
Таким образом, почти единственным материалом к биографии Росси служат документы, хранящиеся в ленинградских и московских архивах: его формулярные списки, рапорты, донесения, отношения, отчеты о работе и т. п. Все они относятся к наиболее блестящему периоду творческой жизни архитектора. Некоторые из них не использованы и мало кому известны.
Деловой язык документов типичен для того времени: образцы канцелярского красноречия, витиеватые обороты, верноподданнические и условно почтительные обращения наполняют докладные записки Росси. Но в тисках казенной речи бьется живая мысль, в штампованные формулы служебных донесений порой врываются неподдельное чувство горечи и негодования, сознание своих заслуг и человеческого достоинства. Ценнейший материал, позволяющий судить о Росси как о художнике, хранится в наших многочисленных архивах. В Ленинградском отделении Центрального архивного управления, в Академии художеств, в Павловске, в Коммунальном, Русском и других музеях Ленинграда, в музее Всесоюзной академии архитектуры, в учреждениях и частных руках находятся его чертежи и рисунки. Среди них есть подписные и без подписи, есть исполненные старшим его сыном Александром, учениками и сотрудниками: Гальбергом, Ткачевым, Руска, Дильдиным и др.Большинство важнейших построек, созданных Росси, сохранилось до нашего времени. Их наружный вид от переделок пострадал немного, но внутреннее убранство сильно изменено. Правда, не все постройки Росси известны. За годы опалы он продолжал строить. То тут, то там в документах мелькают упоминания об его проекте, благодарность за работу. Что он строит? В чем заключалось его полуофициальное участие в Строительной комиссии? Полностью этого пока не удалось раскрыть.
Сохранившиеся материалы дают возможность оценить Росси как мастера исключительно широкого размаха, как создателя городских ансамблей и отдельных построек, пышных дворцов и скромных жилищ, интимных и парадных интерьеров, хрупких беседок и торжественных катафалков.
Труднее всего найти сведения о первых десяти годах из жизни Росси. Мать его, балетная танцовщица, "мадама Гертруда Росси", пользовалась известностью еще задолго до ее появления на подмостках петербургских театров. Она танцовала с постоянным своим партнером (впоследствии мужем) ле Пиком, с которым составляла балетную "пару".
Была ли "Росси" девичьей фамилией известной танцовщицы или она носила фамилию своего первого мужа, мы не знаем. Во всяком случае в документах ее величают "мадамой", в противоположность "мамзель" Коппини и др.

- 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50
Росси