Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  Неотьемлемой частью архитектуры признавались скульптура и живопись. В Индии даже оборонительные сооружения было принято покрывать изысканной резьбой и стенописью, украшать казармы для солдат. Росписи широко распространены в народном зодчестве. О достижениях в области синтеза архитектуры и монументальной живописи можно судить по стенным росписям Аджанты
(IIIв. до н. э.- VI в. н.э.), завоевавшим всемирную известность, а также по воскресившим древние традиции стенописям в Джайпур (XVIII в.) и других городах Раджастхана.
 Халебид. Храм Хойсалешвара. XIIв.
Идеи развития окружающего мира, лежащие в основе мировоззрения индийцев, прослеживаются в сфере индийского искусства. Динамизм, пронизывающий индийскую скульптуру и живопись, свойствен и архитектуре. В планировке поселений и композиции архитектурных комплексов индийские архитекторы, как правило, предусматривают дальнейшее развитие и рост создаваемого объекта, приспособление его к изменяющимся условиям жизни. Композиции архитектурных комплексов лишены жесткой геометризации. Динамизм наблюдается в сложно расчлененной структуре средневековых храмов (храмы в Кхаджурахо, X-XI вв.) с их нарастающим кверху ритмическим строем пропорций. Встречаются и примеры символического изображения движения в архитектуре (например, храм Солнца в Конараке в штате Орисса, XIIIв.). Всеобщий принцип структурности материального мира, прослеживающийся в индийской философии, отражен и в архитектуре. Индийцы хорошо усвоили наблюдаемый в природе принцип клеточной структуры организма, пластичность формы. Они признают лишь трехмерную объемную трактовку здания, воспринимаемого в движении. Им чужда фасадность здания. О непревзойденном пластическом мастерстве индийских зодчих лучше всего свидетельствует уникальное в Индии сооружение - храм Кайласа в Эллоре (VIII в.). В мире нет другого столь грандиозного архитектурного комплекса, высеченного, подобно изваянию, из громады скалы. Для индийцев мера всему - человек. Во всех своих сооружениях они соблюдают человечность масштаба. В основе пропорциональных членений сооружений заложены пропорции человека, а измерения человека (длина руки, ступни и прочее), как и у многих народов мира, легли в основу индийской системы измерения. Система пропорций, применявшаяся в архитектуре Индии, построена на квадрате и его производных (прямоугольник из двух квадратов, куб, диагональ, в квадрат вписывается фигура человека в позе йога). Широко использовалась в архитектуре модульная система (за модуль принималась высота колонн или расстояние между ними). Расстояние между населенными пунктами в Индии по сей день принято измерять временем, затраченным пешеходом.
В процессе развития социально-экономической структуры индийского общества и его мировоззрения формировались характерные для Индии поселения с их сегрегацией на касты и такие типы сооружений, как буддийская ступа, монастырские здания чайтья и вихара, отрабатывались архитектурно -пространственная концепция и особая организация строительного производства и техники. Обширная классификация разного рода поселений, которая приводится в трактате "Артхашастра" (III в. до н.э.), отражает уже сложившуюся на многие века социально-кастовую структуру индийского общества, экономика которого основывалась на орошаемом земледелии.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии