Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  В период, наступивший после падения городов Хараппы, центры индийской цивилизации переместились в область Арьяварты между Гангом и его притоком Джамной от района Дели до Патны. В этой области имеются и плодородные земли, и лесные богатства, и залежи руд, и, самое главное, полноводный Ганг с выходом к морю. Эта могучая водная артерия не только служит источником воды, но и обеспечивает связь многих городов Северной Индии между собой и с другими городами субконтинента и зарубежных стран. Бассейн Ганга и поныне является главной житницей Индии и ее наиболее урбанизированным районом. Здесь такие города, как Варанаси (Бенарес), Аллахабад (Праяга) и Хардвар, насчитывают более тысячелетия в своем развитии. Эти крупные религиозные центры и теперь привлекают со всех концов страны тысячи паломников. За годы независимости они сосредоточили в себе многие крупные промышленные предприятия, научно-исследовательские центры, институты, коммерческие предприятия. Развивающимся городом остается Патна (Паталипутра), бывшая в древности блистательной столицей могущественных династий Маурьев и Гуптов. И, наконец, теперешняя столица Индии - Дели, ставшая на месте Индрапрастхи, первой столицы основателей цивилизации Ганга. "История Ганга от истоков до места впадения его в море с древних времен до сегодняшнего дня - это история индийской цивилизации и культуры, возвышения и падения империй, история великих и гордых городов, дерзаний человека и исканий разума" .
Этот древний период Индии не оставил значительных следов материальной культуры. Однако его литературное наследие художественного, религиозно-философского и научного характера неисчерпаемо по изобилию, богатству содержания, глубине научной мысли, поэтической одухотворенности. Без преувеличения можно сказать - оно не имеет себе равных в мире. Его ценность сильно снижается тем, что тексты, основываясь на устной традиции, со временем перерабатывались. Приспособляясь к изменяющимся условиям жизни, они дошли до нас в письменной форме без фиксации даты и места своего возникновения. Так, например, датировка архиотектурного трактата "Манасара" колеблется в пределах от V до XI вв.н.э. И тем не менее современная жизнь индийского общества и архитектура непостижимы без знакомства с этими выдающимися литературными памятниками. Религиозные и поэтические сборники "Веды", а также известные эпические произведения "Рамаяна" и "Махабхарата", брахманы, сутры, джатаки, многие буддийские и джайнские тексты на языках санскрит и пали, политико-экономический трактат "Артхашастра" (III в. до н. э.), трактат "Упанишады" (800-400 г. до н. э.), лежащий в основе многообразных течений индийской философии, и многие другие литературные источники - все это воплощает величие индийской духовной культуры и составляет прочный фундамент, который необходим для создания новых ценностей, обладающих неповторимым национальным характером. Не богам, а человеку "подвластно познание сути процесса жизненных явлений" - гласят "Упанишады", где логика мышления сочетается с широтой кругозора. У древних философов не вызывали сомнения ни безграничность масштаба структуры вселенной от космических величин до беспредельно малого атома, ни познаваемость мира, ни его постоянная изменчивость. В этом трактате можно найти зачатки таких принципов, как непрерывность развития окружающего мира и взаимосвязанность явлений, единство всех разнообразных форм существования .Одновременно с учением, по своей сути объективно-идеалистическим, в Индии существовали материалистические направления мысли (локайата и чарвака). Индия - колыбель одной из мировых религий - буддизма, с которым тесными узами связаны древнее и средневековое искусство и архитектура Индии и других стран Востока. Под непосредственным воздействием воззрений своей эпохи сформировались в Древней Индии теоретические воззрения в области архитектуры и градостроительства, приближающиеся к современной архитектурной концепции. Судя по одному из архитектурных трактатов, дошедшему до нас в наиболее сохранившемся виде, - "Манасара" к зодчеству индийцы относили все, что сооружается человеком на земле, необходимое для его жизнедеятельности. В их понятии архитектура по существу охватывала всю окружающую, искуственно созданную, предметно-пространственную среду, включая хозяйственные и культовые постройки, крепости, жилища, дороги и мосты, сады и парки, колодцы и водоемы и даже колесницы. Вершиной зодчества считалось градостроительство.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии