Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  Истоки культуры Хараппы, ее внезапная гибель, наступившая, вероятно, в результате стихийных бедствий или внешних вторжений, характер социальной структуры общества и многое другое остаются неразгаданными. В истории Индии ничего подобного уже не повторялось. Однако влиянием культуры Хараппы пронизан весь последующий ход истории Индии и ее культуры. Со времен Хараппы неизменными оставались планировочные принципы поселений, ограничивающиеся прямоугольной сетью улиц, конструктивные методы строительства, при которых не применялась, например, клинчатая арка, а создавалась арка путем напуска кирпича или камня (арки, своды, купола занесены в Индию извне в XIIIв.).
Таким старинным способом кирпичной кладки воспользовался индийский архитектор Дж.Мальхотра при возведении школьных зданий в Чандигархе. Аркада зигзагообразной лентой проемов обвивает этажи зданий, образуя за собой затененную от солнца и защищенную от дождя сплошную лоджию-коридор для детей. Облик здания современен, и вместе с тем ассоциативен с местными традициями. Кроме того, этот сугубо экономичный прием отвечает требованиям современности, он допускает без ущерба при необходимости дальнейшее расширение здания и вверх, и в стороны. Возведенная тем же способом ажурная аркада ограждает территорию школы.
 Чандигарх. Кирпичная аркада в школьном здании, выложенная традиционным способом, 1956г.
Оштукатуривание зданий в Индии ведет свои традиции также от построек Хараппы. Штукатуркой покрывали не только глинобитные и кирпичные здания, но и сооружения в камне, даже те, которые были вырублены из монолита скалы. Широкое применение в строительстве штукатурки, обладающей высокой прочностью, вызывалось стремлением предохранить здание от жары и повышенной влажности воздуха. Помимо этого, принимались во внимание соображения эстетического порядка - желание скрыть различия в фактуре разных материалов, нередко сочетаемых в постройках, придать поверхности стен излюбленный белый цвет, отражающий солнечные лучи. Сверкая белизной, блестящая, подобно стеклу или эмали, отполированная поверхность сооружений производила впечатление богатства и великолепия. Стенописи велись по сухой штукатурке (а не по сырой, как на Западе). Скульптурные работы вчерне производились в камне, а затем более тщательно повторялись в штукатурке. Традиционной штукатуркой (чуннам) покрыты стены дворца Раштрапати Бхаван в Нью-Дели. Со времен Хараппы ведут свое начало характерные для архитектуры и искусства Индии структуры и формы, отражающие идеи широко распространенного с древнейших времен культа плодородия и культа воды. О почитании воды упоминается в религиозных гимнах Ригведы. Символические изображения культа плодородия приняли в скульптуре форму богини-матери и фаллоса (мужского начала), а также богини реки Ганг, а в архитектуре отразились в формах излюбленного мотива капители пурнагхата - сосуда с цветами и бутонами лотоса. Этот мотив неизменно повторяется с III в. до н.э. в скальной архитектуре и в живописи Аджанты и Эллоры, в рельефах ступа в Санчи и Бхархуте, а затем варьируется в ордерной системе храмовой архитектуры Южной Индии до XIX в.
Ярко выраженный утилитарный характер архитектуры времен Хараппы сильно озадачивает ее исследователей. Однако по тем немногим найденным произведениям изобразительного искусства (бронзовая статуэтка танцовщицы, мужской каменный торс, терракотовые статуэтки богини-матери и многочисленные печати-штампы с рельефными изображениями животных и растений) можно судить не только о высоком уровне, но и о преемственности традиций. Индийская скульптура удивительно динамична и экспрессивна. Легко предположить, что из-за недолговечности материала до нас не дошли применявшиеся в архитектуре Хараппы рельефные, живописные и другие декоративные средства.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии