Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  После Калькутты и Бомбея крупнейший город Индии - ее столица Дели по темпам развития обгоняет все остальные города. Дели, один из древнейших городов мира (древнее Рима), тесно связан с историей страны, ее культурой. Он расположен между двумя речными системами - Инда и Ганга, в котловине между высочайшими в мире горами Гималаев и пустыней Раджастхана. Район Дели всегда являлся ключом к господству над Индостаном и потому был незаменимым местом столиц крупнейших централизованных государств. Дели - это северо-западные ворота в Индию, к ее основным богатствам и природным ресурсам, сосредоточенным в долине Доаба и бассейне Ганга.
Во времена, когда Джамна была судоходной, Дели, будучи конечным пунктом речного пути, связывавшего города Северной Индии между собой и Бенгальским заливом, превратился в торговый и коммерческий центр страны. С развитием новых видов транспорта и коммуникаций за годы независимости Дели вырос в важнейший узел внутренних и внешних связей Индии.
От прошлого Дели унаследовал остатки поселений с их историей, уходящей в глубь тысячелетий, культурные традиции, связанные с индуизмом и исламом, великолепные памятники так называемой индо-мусульманской архитектуры XIII-XVII вв., сосредоточенные в основном в Шахджаханабаде, созданном в XVII в. Этот "город в стенах" с цитаделью и дворцами представляет собой ядро поныне развивающегося старого Дели, и, наконец, Нью-Дели - образец города-сада с монументальным ансамблем правительственных зданий. Исторически сложившаяся урбанистическая и социальная структура этого двуликого города - типично индийского старого Дели и европеизированного Нью-Дели - не имеет себе подобной среди других городов Индии. Она наглядно и убедительно демонстрирует неизжитые последствия колониального режима и феодального строя и вместе с тем отражает безудержный рост города-гиганта.
С обретением независимости страны значение и роль столицы неизмеримо возросли, умножились ее функции, встали новые проблемы. В первые годы после раздела колониальной Индии необходимо было обеспечить кровом и работой 1,5 млн. перемещенных лиц из Пакистана. С отходом Лахора старинного крупнейшего экономического и культурного центра северной Индии, к Пакистану Дели выпала участь возместить эту утрату. Помимо этого, на Дели была возложена роль административного центра союзной территории, граничащей со штатами Раджастхан, Хариана и Уттар-Прадеш. Развитие индустриализации в стране все больше охватывало Дели, который ранее не обладал столь мощным промышленным потенциалом и столь широким ареалом экономического влияния, какие ранее приобрели Калькутта и Бомбей. В настоящее время Дели - объединяющий центр формирующегося экономического северо-западного района. В него входят штаты Уттар-Прадеш, Раджастхан и Пенджаб, а также столичная область Дели. Важным опорным пунктом индустриализации района стал гидроэнергетический узел Бхакра - Нангал. Правительство Индии, следуя своей политике децентрализации и разуплотнения больших городов, пытается разместить новые промышленные предприятия за чертой Дели в соседних городах или в городах-спутниках. Однако частные предприниматели, не считаясь с общественными интересами, продолжают строить заводы и фабрики на территории переуплотненного старого Дели.
Население Дели увеличивается нарастающими темпами в результате притока в основном крестьян. В 1912 г. город насчитывал всего 400 тыс. жителей, а в 1951 г. численность его населения возросла в 4 раза. Расширяется и территория Дели во всех направлениях за счет прилегающей к городу сельской местности. С 1950 г. ее площадь увеличилась почти в 2 раза. Дели давно преобразовался в систему взаимосвязанных городов и поселений - в городскую агломерацию, в 1975 г. на территории которой насчитывалось 12 городов и 1290 сел. Вместе с Дели на севере от него развивается второе ядро агломерации - Мирут. Генеральный план развития Дели был утвержден в 1961 г. сроком на 20 лет; согласно этому плану, было создано несколько городов-спутников, в которые переместились из Дели отдельные промышленные предприятия. В черте Нью-Дели были выстроены аэропорт Сафдар Джанг, железнодорожный вокзал, расположенный на стыке старого и нового Дели. Ныне эти два города объединяют мосты через Джамну, окружная железная дорога, кольцевая магистраль. Границы между старым и новым Дели постепенно стираются. В 1950 г. часть городских стен Шахджаханабада была снесена. Дороги, соединяющие городские ворота с мечетью Фатихпур-Масджид и Калан-Масджид (XIV в.), стали главными улицами. К ним присоединились базарные площади и улочки жилых кварталов. Связям старого и нового Дели способствует проложенная на месте старой дороги по берегу Джамны от Лал-Кила (Красного форта) к крепости Пурана-Кила прямая магистраль. Вдоль нее в 60-70-е годы выстроен сплошной ряд высотных торговых и деловых зданий, разностильных по архитектуре.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии