Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
 Калькутта - самый крупный индийский город, где острота социальных противоречий, кастовых и религиозных различий, противопоставление древних традиций новому достигла предела. Калькутта, родина промышленного капитала, стала колыбелью национально-освободительного движения, мощным очагом современной индийской цивилизации, воплотившая в себе древнейшие традиции своей страны и достижения западноевропейской культуры. Калькутта подарила человечеству великого поэта и мыслителя Рабиндраната Тагора, знаменитых ученых, выдающихся культурных и общественных деятелей.
О Калькутте образно пишет в своем романе бенгальский писатель Премендро Митра: "Огромный город, расползшийся во все стороны, словно большая запущенная язва, чьи высокие крыши, минареты и небоскребы подымаются к звездным небесам, подобно мольбе, исторгающейся из глубины человеческой души. По улицам и переулкам пролегающие в нем пути то не ровны и изобилуют поворотами и изгибами, как жизнь проживающих на его улицах людей, то полны мрака и загадочности, как запустелые отчаявшиеся сердца, то широки и щедро залиты огнем, как бы отражая творческий гений человека и его неукротимую жажду жизни".
Исторической датой основания Калькутты считают 24 августа 1690 г., когда корабль Ост-Индской компании бросил якорь на реке Хугли. Невыносимая влажная жара, болотистая местность не остановили англичан. Их манили богатства городов, процветавшие в плодородных долинах Бенгалии, особенно Дакки и Муршидабада, прославленных производством тончайших тканей. На землях трех деревень, приобретенных англичанами за бесценок, были построены первые в Индии джутовые фабрики, вокруг которых выросли рабочие поселки. Калькутта в 1700 г., когда закончилось строительство форта Вильям, была объявлена английским резидентством.
Англичане, создавая промышленные предприятия в Калькутте, не предполагали, что они открывают эру индустриального века в Индии, а скромная фактория разовьется в могущественную городскую агломерацию, одну из крупнейших в мире. Это - центр важного экономического северо-восточного района страны, включающего помимо Западной Бенгалии Ориссу, Бихар и Ассам. Район специализируется не только на джуте и чае, как прежде, он стал центром черной металлурги и тяжелого машиностроения. С 1951 г. число промышленных Центров, которые входили в большую Калькутту, выросло более чем в 2 раза. В 1971 г. насчитывалось 37 городов (с населением каждый свыше 50 тыс. жителей), размещенных на территории 420 кв.км. Сфера влияния и связей такой мощной агломерации захватывает в свою орбиту не только близлежащие районы, но и страну в целом, выходя за ее пределы к мировому рынку. Агломерация Калькутты, ее теснейшая связь с хозяйством всего экономического района заставляют зодчих отказаться от попыток локального решения градостроительных проблем в рамках отдельно взятого города. Дальнейшее развитие Калькутты не может рассматриваться изолированно от комплекса промышленно-энергетических центров угольно-металлургической базы Индии в бассейне Дамодара.
В структуре собственно города Калькутты отразилось социальное, кастовое и имущественное неравенство, а также этническое и культурное разнообразие его населения, а главное - господство англичан. Калькутта, расчлененная на 80 административных районов, распадается на две резко контрастирующие части - европейскую и туземную. Европейские кварталы заняли северную левобережную часть города. На противоположном берегу Хугли в середине XIX в. был разбит ботанический сад и построен мост Хаура - один из первых в Индии металлических мостов.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии