Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
 Район, расположенный остроконечным мысом Колаба и небольшим холмистым мысом Малабар, был наиболее европеизирован. Здесь были в конце XIX в. здания муниципалитета, почты и телеграфа, Бомбейский университет, музеи, универсальные магазины, крытый рынок, гостиницы, банки, деловые конторы. Все эти общественные здания размещены среди просторных озелененных скверов и бульваров. В этой части города прослеживаются два основных направления улиц, пересекающихся под разными углами параллельно и перпендикулярно береговой линии. Не организует пространство обширная городская площадь Флора-фаунтэн, сосредоточившая вокруг себя общественные здания; она служит узлом пересечения городских магистралей. Между двумя мысами Колаба и Малабар серпом изогнулась набережная. Это место народных гуляний, общественных митингов и праздничных процессий. В первой половине XX в. она была застроена четырехэтажными типовыми многоквартирными блоками домов для мелких служащих. Холмы Малабара, покрытые густой зеленью садов и парков, - этот фешенебельный район наиболее привилегированных бомбейцев в 60-70-е годы стали застраивать высокими башенными домами или, вернее, кластерами домов. Парадная часть Бомбея граничит на севере с промышленными районами. Здесь сосредоточилась со второй половины XIX в. основная традиционная застройка Бомбея - монотонные ряды трех-четырехэтажных домов. Бомбей развивался только в одном направлении - к северу в сторону материка. Здесь стихийно возникли поселки рабочих и служащих, вынужденных ежедневно совершать утомительные маятниковые поездки к месту работы. В Бомбее впервые возникла всей остротой внутригородская транспортная проблема. Это, пожалуй, единственный в Индии город, где был налажен общественный транспорт и не было рикшей и тонг, лишь изредка, как реликт колиниального прошлого, встречались допотопные брички, запряженные парой лошадей с кучером на козлах. В часы пик двухэтажные автобусы, точно такие, как в Лондоне, бывают перегружены. Окруженный почти со всех сторон морем Бомбей был одним из привлекательнейших городов на всем побережье.
 Железнодорожный вокзал Виктория-терминус (1865).
С течением времени его застройка все больше отдалялась от берега, захватывая северные районы. Территорию Бомбея пересекают по оси "юг - север" сложная система железнодорожных и шоссейных магистралей. Пути электропроводов соединяют деловую часть Бомбея с беспорядочно возникавшими в разное время на материке маленькими городами-спутниками, расположенными на больших расстояниях от центра города. Они выполняют, как и во многих крупных городах Европы, роль городов-спален.
Попытки локального решения градостроительных проблем в рамках отдельно взятого рода не могут иметь успех вне связи с экономическим районом, центром которого является большой Бомбей. Интерес вызывает выдвинутое в 1960г. предложение индийского зодчего Ч. Корреа - создать новый, равнозначный старому Бомбею индустриальный и коммерческий центр, который приведет к освоению глубинных районов материка, развитию его экономики. В проекте заманчива перспектива расположения нового Бомбея на малоосвоенных островах параллельно линии существующих доков, в 10 км от них на месте старинного города Гхарапури расположенного на знаменитом острове Элефанта. Разрушенный португальцами в XVII в. Гхарапури оставил лишь прославленные своей скульптурой скальные храмы. В новых условиях Элефанта стал бы не только местом паломничества туристов, но и местом притяжения деловых людей. На одном из близлежащих от Элефанты островов - Тромбее в 1960 г. был создан первый в Индии атомный реактор, в окрестностях которого выросли новые поселения.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии