Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
 Мадрас в основном развивался стихийно, параллельно прямой линии морского берега. Однако со времени основания города уже определилось его разделение на две части: европейскую - Шрирангаяпатнам и индийскую - Ченнапатнам. Ченнапатнам расчленен в свою очередь по религиозным, кастовым и профессиональным признакам. Его южные, обильно озелененные кварталы Трипликен и Майлапур застроены двух-, трехэтажными коттеджами с садиками.
В Трипликене возвышается самая крупная в городе мечеть с минаретами, в соседнем районе Малапура - храм Капалисвара, выстроенный в традиционном стиле с башнями-гопурам высотой 60 м и с примыкающим к нему огромным, как озеро, искусственным водоемом для священных омовений. Это последний из грандиозных храмовых комплексов, сооруженных на юге. В северо-восточных районах индийской части города возникли первые в Индии кожевенные заводы и другие промышленные предприятия. Вокруг них выросли рабочие жилые кварталы, которые незаметно слились с окрестными деревнями. Этот район продолжает застраиваться промышленными сооружениями и жилыми комплексами. Застройка становится более упорядоченной с преобладанием четырех-, пятиэтажных зданий без лифта.
В европейской части города выделяются два стержневых направления: одно - вдоль набережной, начинающейся от форта Сент-Джордж и портовой части, а другое направление перпендикулярно набережной соединяет Мадрас по главной магистрали Маунт-роуд с другими городами. Набережная Мадраса - это парадная часть города. Она впечатляет простором светло-золотистого песчаного берега, пышностью зелени приморского бульвара и прямой, как стрела, прорезающей берег широкой озелененной магистралью. Выстроенные в один ряд вдоль берега в разное время (между XVIII и началом XX в.) здания не отличаются ни красотой, ни оригинальностью форм. Странно видеть здесь на юге - в центре ортодоксального индуизма здания сената, суда и университета из красного песчаника в духе архитектуры Великих Моголов, стоящие рядом с двух-, трехэтажными особняками в стиле английского классицизма. На Маунт-роуд сосредоточена деловая жизнь города. Эта улица, сплошь застроенная коммерческими зданиями, отелями и магазинами, не отличается выразительностью архитектурного облика. Между коммерческим центром и промышленным районом в живописном, уединенном месте большую парковую территорию с озером занял Индийский институт технологии основанный в 1961 г. (архитекторы Принне, Аббот и Дэвис). В свободной планировке четко выделяются три зоны: академические здания, общежитие студентов и резиденции штата сотрудников института. Простая, удобная и выразительная архитектура зданий отвечает местному климату. Здесь применены широкие проемы, затянутые сплошь ажурной решеткой, глубокие лоджии, открытые коридоры и лестницы.
Бомбей - это западные ворота Индии. Он вырос на месте маленьких островов, заселенных в 1679 г. ткачами, вывезенными англичанами из старинного крупного порта Сурат. Из всех индийских портов Бомбей наиболее перспективен. Город занимает исключительное географическое положение, располагаясь на кратчайших путях между Европой и Азией. Отличная глубоководная гавань позволила Бомбею вырасти из захолустного рыбачьего поселка, каким он был в XVIII в., в главную морскую базу Британской империи, а теперь - в ведущий порт Индии.
Над всеми промышленными городами Бомбей продолжает доминировать, наращивая свою производительную мощность. О растущем современном городе принято говорить как о городе, который выходит из своих границ. О Бомбее этого сказать нельзя. Все трудности, присущие растущему городу, в Бомбее умножаются потому, что ситуационные возможности его территориального роста ограничены. Ему некуда расти, кроме как перекинуться через залив на другой берег. Городская территория Бомбея раскинулась на семи островках, соединенных между собой и с материком дамбами. Узкая остроконечная полуостровная часть Бомбея, вдаваясь в глубокие воды Аравийского моря, образует два залива - восточный и западный. Восточный залив представляет естественную идеальную гавань.На его побережье и возникло старинное ядро города. Вокруг форта Сент-Джордж (1661) англичане воздвигли собор св. Томаса(1672-1718), монетный двор, таможню, муниципалитет. В 1750г. на побережье залива появились первые доки, растянувшиеся на 4км к северу от крепости. С середины XIX в. быстро разрасталась сердцевина города. Вся деловая и коммерческая деятельность Бомбея замыкается на узком полуостровном мысу, устремленном небоскребами к небу. Ни в одном другом городе Индии нет такого сгустка небоскребов, как в этой части Бомбея - "индийского Нью-Йорка". Здесь же находятся порт и железнодорожный вокзал Виктория-терминус (1865). Это два опорных пункта городского плана. С ними связаны транспортные артерии, идущие параллельно линии мыса именно в том месте, где требуется расширение города. Реконструкцию Бомбея затрудняет главный железнодорожный путь, рассекающий его на две половины. Чтобы обеспечить постоянный людской поток через железную дорогу, необходимо было бы создать подземные туннели и подвесные мосты через каждый километр.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии