Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  В прибрежных районах, где постоянно жарко и влажно, возникает острая необходимость в циркуляции воздуха. Здесь закрытые помещения сведены к минимуму и жилой дом обычно состоит из анфилады сообщающихся внутренних дворов, различающихся между собой функцией, размером и формой. Так, атриум в роли вестибюля сменяет перистильный дворик-гостиная с водоемом в центре, а за ним непременно следует просторный хозяйственный двор. Вся эта система дворов, вытянутая от входа в дом по продольной оси, как правило, замыкается фруктовым садом. В этом случае застройка малоэтажная.
В Раджастане, где дороги между городами пролегают по знойной пустыне, жилой дом представляется оазисом, изолированным от окружающей среды с ее палящим солнцем и частыми ураганами, поднимающими столбы пыли. Раджастан всегда испытывал недостаток в воде и земле, пригодной для хлебопашества и для застройки. Эти условия вынуждали местное население в целях экономии дефицитной земли и защиты от природной стихии создавать в городах многоэтажную, компактную, блочную застройку, в которой внутренние дворы, столь же необходимые, как и по всей Индии, могли быть обширными лишь для привилегированных состоятельных горожан. В домах людей скромного достатка внутренний двор, зажатый со всех сторон каменными стенами, устланный каменными плитами, уподоблялся колодцу, прямоугольному, а чаще квадратному в плане.
Трехчастное деление жилой структуры сохраняется и в традиционном многоэтажном доме. В этом случае образуется пирамидально-ярусная или ступенчатая структура жилого дома, в которое функции чхоука выполняет открытая терраса - платформа на месте уступа на верхних этажах. В неизменной роли укрытия от солнца и дождя остается лоджия. Нередко лоджию заменяет нависающий над нижним этажом эркер (джарока) с проемами, затянутыми сквозной решеткой (джали). Третий компонент структуры - внутреннее помещение с глухими стенами с выходным проемом - служит убежищем, куда не проникает ни пыль, ни дождь. В монументальной архитектуре традиционный прием пирамидально-ярусного сооружения лучше всего запечатлен в вырубленной из монолита скалы ратхе Дхармараджи в Махабалипураме (близ Мадраса, VII в.). Подобная структура встречается в дворцах в Фатихпур-Сикри (XVI в.) и в Джайпуре (XVIII в.), в мавзолее Акбара в Сикандре (XVII в.) и в других сооружениях. Ступенчатый дом, обращенный уступами-террасами не наружу, а во внутрь двора, представлен в классическом образце раджастханской жилой архитектуры - дворце Датия (XVII в.). Этот же структурный принцип сооружения положен в основу современных зданий комплекса университета в Джодхпуре, воздвигнутого по проекту Уттама Джайна. Традиционный принцип ступенчатости и трехчастного членения пространства развивается в произведениях Б. Доши (архитектурное училище в Ахмадабаде) и других индийских архитекторов.
Количество дворов, террас, павильонов и иных помещений, богатство строительного материала и декоративного убранства, естественно, зависят от социального положения и материальной обеспеченности хозяина жилища. Но климат и физиологические потребности человека остаются константами, с которыми должен считаться зодчий. Планировка и конструкция жилища в жарком климате должны обеспечивать изоляцию от жары, перегрева помещения днем, а ночью - быстрое его охлаждение и проветривание.В традиционном индийском жилище внутренний двор, как правило, замощен камнем или кирпичом либо имеет утрамбованную земляную поверхность с редкими растениями - одним-двумя деревьями, отбрасывающими тень. Водоем или колодец - почти неизменная принадлежность внутреннего двора. Развитие декоративного садоводства связано с завоеванием Индии династией Великих Монголов в XVI в. Обильно озелененные и обводненные сады разбивались при дворцах, виллах, гробницах. Они создавали необходимый комфорт, снижая температуру воздуха минимум на 10°. Судя по описаниям, в старину для общественных парков, садов с декоративными насаждениями и прудами в городе отводились территории на его окраинах, на побережье озер, рек, морей. Теперь тщательно ухоженные декоративные сады с травяным покрытием и цветочными бордюрами неизменно можно видеть в комплексах общественных зданий и особняков.Наряду с климатом и природно-географической средой существует очень важный, порой решающий фактор в архитектуре жилища - фактор социальных отношений между людьми. Патриархальный уклад, сложившийся на селе и проникший в город, сохраняется в Индии на протяжении по крайней мере трех тысячелетий. Под стремительным натиском новых социальных отношений он если и рушится, то медленно и с большим трудом. Индийская семья, как правило, не бывает небольшой. Традиционно три и более трех поколений часто жили вместе под одной крышей. Обычный дом делился на две неравные половины. Одна большая половина дома была отведена для женщин и детей, другая - для взрослых мужчин. В доме не было членения пространства по функциональному назначению. За исключением помещений кухни и санузла, все пространство являлось общим для всех членов семьи. Не выделялись в доме и "частные" пространства. Исключением иногда служила лишь комната хозяина, где хранились ценности.
Индийский традиционный дом, будь то из юге или на севере, особенно в районах Гуджарата и Раджастхана, обращен на улицу парадным фасадом с лоджиями, эркерами или террасами.
1 - 2 - 3 - 4 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии