Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  Урбанизация. Город и градостроительные проблемы
Современная Индия унаследовала от прошлого широко разветвленную сеть городов и поселений разного типа и различной судьбы. В колониальный период в Индии было пять типов городов, которые, разумеется, трансформировались по своей социальной сущности, но все же сохранили некоторые черты, обусловленные генезисом, функциями, размерами, сложившимися социальными отношениями. Таковы торгово-ремесленный центр с резиденцией феодала, город-порт, административный центр княжества, английский кантонмент и индустриальный город. В средние века города вырастали на месте деревни, сохраняя ее планировочную структуру. Индийские города в своем большинстве стоят на реках, которые служат и торговыми путями, и источниками водоснабжения, включая орошение полей. Вдоль реки Хугли на месте деревень еще с конца XIX в. выросла цепь промышленных городов, слившихся за последние десятилетия в единую систему во главе с Калькуттой.
Особенность урбанизации Индии - возникновение новых городов в результате последовательно проводимой правительством экономической политики, направленной на индустриализацию страны. Отсюда возникают региональные аспекты урбанизации. Концентрация промышленных обьектов, генерирующих создание и развитие новых городов, определилась по трем направлениям, ведущим от Калькуттско-Дамодарского пояса - важнейшей угольно-металлургической базы Индии к Бомбею, где сосредоточено потребление металлургической продукции, к Дели и Мадрасу. На эти стержни и нанизываются в первую очередь новостройки, а следовательно, и новые поселения. Юго-западное направление урбанизации обусловлено развитием энергопромышленного комплекса в Раджастхане и созданием в этой связи городов вдоль магистрали Дели - Матхура - Котах - Барода - Бомбей.
На пути от Калькутты к Мадрасу на восточном побережье - древний порт Висакхапатнам с судостроительной верфью. Цепь городов размещена на линии от Бомбея к старинным, а ныне стремительно растущим центрам, таким как Хайдарабад (через Пуну и Варангал), Бенгалуру - крупнейший центр машиностроения и химии, Виджаяваяди - ядро промышленного ареала дельты Кришны - Годавари. Все эти факторы и определяют наиболее ощутимую особенность урбанизации в Индии - рост городского населения преимущественно за счет четырех наиболее крупных супергородов - Калькутты, Дели, Мадраса и Бомбея.
Одной из крупнейших агломераций является Калькутта, но с середины 70-х годов Дели по темпам развития опережает все остальные города. В наиболее урбанизированной области - Западной Индии насчитывается 600 городов, а половина городского населения сосредоточена в 11 крупных городах, в одном только Бомбее живет более четверти населения всей Западной Индии.
Темпы урбанизации в Индии с 1910 по 1950 г. были такими же, как 100 лет назад в США. В урбанистическом процессе Индии в качестве мощного катализатора выступает железнодорожный транспорт. Построенная в 1979 г. трансиндийская железная дорога длиной 3915 км соединила конечные населенные пункты Северной Индии (в штатах Кашмир и Джамну) и Южной Индии (Каньякумара - мыс Коморина). Ввод в 70-е годы в эксплуатацию железной дороги Удайпур - Химатнагар усилил связь между городами, лежащими на сухопутных дорогах, с портами Гуджарата. Развернувшееся в годы независимости железнодорожное строительство в наиболее отсталом глубинном штате Мадхья-Прадеш сыграло большую роль в его урбанизации. Немалая роль принадлежит строительству шоссейных, грунтовых дорог. Необходимой частью транспортных путей, соединяющих населенные пункты, служат мосты. Индия, почти не знавшая мостостроения, за годы независимости создала более 200 первоклассных мостов. Развитие транспорта стимулирует рост внутренней и внешней торговли, которая осуществляется главным образом морским путем. Среди восьми крупных морских портов главенствует Бомбей. За ним выдвинулся Мормугас - главный порт Гоа. Третье место по темпам развития и грузообороту занял быстро растущий на восточном побережье Висакхапатнам, обогнавший Мадрас. Портовую деятельность Калькутты, занимавшей ведущее место в колониальный период, сдерживает обмеление бассейна Хугли. На помощь пришел сооруженный в 1976 г. новый калькуттский глубоководный порт Халди. Функционирование главных морских портов, этих крупнейших узлов экономического роста, органически связано с хозяйственной жизнью и урбанизацией тяготеющих к ним территорий-хинтерлендов. Рост промышленного строительства в 1951-1961 гг. повлек за собой рост новых городов (452 новых города с общим числом 3,5 млн. жителей, из них 20 городов с населением в каждом от 100 до 500 тыс. жителей). Такие города, как Нангал, Новый Джамшедпур, Бхилайнагар, Роуркела в штате Бихар, Бхадравати в штате Майсур, были рассчитаны на освоение слаборазвитых районов в качестве промышленных, торговых и культурных центров. В крупный портовый промышленный город вырос Гандидам, спроектированный немецким архитектором О. Кёнигсбергером.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии