Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR

  В 1977 г. по проекту Рахмана был возведен мавзолей М. А. К. Азада в Дели. Здесь по-новому трактованный традиционный тип сооружения составляет единое гармоничное целое с архитектурной средой. Небольшой по размерам (высотой 9 м) кубический объем мавзолея, как бы вросший в землю, производит впечатление монументальности. Нерасчлененная его поверхность из вертикальных полос необработанного мрамора прорезана для входа с четырех сторон арками, сквозь которые просвечивают наверху голубой купольный свод из керамических плит, а внизу - белая надгробная плита в центре. В здании секретариата Министерства обороны в Нью-Дели (1977), построенном Рахманом по соседству с Капитолием, не оправданы ни центрально-осевая композиция, ни мелкий масштаб его форм и членений. В 60-х годах Индия обогатилась новыми веяниями западной архитектуры, которые привнес другой известный архитектор - Луис Кан. По его проекту в Ахмадабаде на свободной территории окраины города выстроен (1964-1972) обширный комплекс зданий Института управления бизнесом. Проект был заказан местной ассоциацией текстильных промышленников, заинтересованных в подготовке высококвалифицированных административных кадров, компетентных в финансах, экономике и других дисциплинах, связанных с управлением большим бизнесом. Строительством комплекса руководили местные архитекторы (Б. Кон и др.), вносившие необходимые корректировки в ориентацию зданий и планировку. Л.Кан личного участия в строительстве не принимал. Луису Кану мировую известность принесло главным образом строительство медицинских лабораторий Пенсильванского университета. В этом произведении Л. Кана заложен краеугольный камень архитектурной концепции зодчего реализованной в последующих его наиболее значительных произведениях в Индии и Бангладеш.
В творчестве Л. Кана отразилось наметившееся в 60-е годы отступление от догм интернационального стиля в сторону утраты от национальных основ и тенденций к мистификации архитектурного образа. Легкость, невесомость, предельная ясность архитектурного языка сменяются в сооружениях этого периода усложнением форм, их массивностью и пластичностью, доходящей порой до агрессивной тяжеловесности. В произведениях Л. Кана сочетаются рациональные основы с иррациональными тенденциями. Своим обновлением Л. Кан обязан произведениям Ле Корбюзье 50-х годов (монастырь Ле Туретт, здания Капитолия в Чандигархе). Свой излюбленный материал - красный кирпич Л. Кан применяет в постройках США, Бангладеш и Индии в сочетании с железобетоном. В своих произведениях в Индии и Бангладеш Л. Кан отходит от принципа контрастного сопоставления массивных башен со сплошными стеклянными поверхностями стен, характерного для его более раннего периода.
Луис Кан был целиком поглощен поисками универсального решения, приемлемого в любых условиях независимо от изменяющихся обстоятельств. Главная проблема для него - это внутреннее пространство архитектурного объекта, которое он трактует в западноевропейской классической традиции. Он опирается при этом главным образом на принципы, заложенные в классическом наследии. Его идеал - Пантеон в Риме, а не Парфенон в Афинах, хотя для классической Индии ближе древнегреческая трактовка архитектуры. Л. Кан, по натуре инженер-конструктор, избирает чисто геометрические формы - круг, квадрат, лишенные масштаба человечности.
Функции любого сооружения Л. Кан стремился свести к общим, извечно существующим "институтам" человеческого общества, порывая тем самым с конкретностью социальной действительности. Работая над проектами для Индии и Бангладеш, Кан не интересовался ни историей, ни культурой, ни экономикой, ни социально-политической обстановкой, ни местными традициями этих стран, и не вникал в особенности природы и климата. Законченные по проекту Л. Кана в 1972 г. сооружения институтского комплекса в Ахмадабаде, страдающем от сухой жары и ураганов, заключают в себе те же архитектурные формы и приемы, что использованы в спроектированном и построенном им административном центре Бангладеш, где стоит постоянная влажная жара. Индийских последователей Л. Кана привлекает в его творчестве новый подход к решению извечной, принципиально важной задачи - организации архитектурного пространства и естественного освещения.
В отличие от Мис ван дер Роэ, проводившего в своих произведениях независимо от их функционального назначения принцип перетекания и неразрывности пространств, Л.Кан проводит принцип разграничения пространства на внешнее и внутреннее, на главное и соподчиненное, на обслуживаемое и обслуживающее и соответственно с этим организует для каждого из них свою систему естественного освещения. Эти две важные проблемы он увязывает с решением конструктивной задачи, причем на уровне современных требований экономики и техники. Структура обслуживающих помещений (т. е. тех, которые сосредоточивают в себе коммуникации и пр.) должна служить дополнением, по его словам, структуры обслуживаемых (т.е. помещений прямого, главного назначения). Одна - по формам грубая, брутальная, другая - ажурная, полная света...
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии