Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR

  Райт, верный известному принципу "изнутри наружу", формирует в первую очередь внутреннее пространство здания в соответствии с теми жизненными процессами, для которых оно предназначено. Внешняя форма здания органически возникает как его оболочка, выражающая внутреннюю сущность проектируемого обьекта. Своему заказчику Райт шутливо, но весьма образно представил версию своего замысла здания, облаченного в "одежду", покрытого "шапкой". Цельный объем здания поэтажно расчленен. Первые два нижних этажа с огромными застекленными витринами предназначены для рекламы и выставки товаров. На верхних этажах производится продажа товаров, находятся склады, конторские помещения, кафе и ресторан. Здание завершает "шапка" - нависающие террасы на плоских крышах верхнего этажа. Здание сооружено из блоков предварительно напряженного бетона. Перекрытия и несущие конструкции независимы от стен. Стены служат лишь ограждением – "одеждой". Свет и приток свежего воздуха поступают в помещение через решетку изысканного рисунка, заполняющую оконные проемы.
Заказчик - местный промышленник рассчитывал, что привлечение всемирно признанного мастера архитектуры внесет свежую струю в местную архитектуру. Произведение Ф. Л. Райта в Ахмадабаде оказалось единственным в Индии. Так и Империал-отель в Токио, созданный в 1917-1922гг., не вызвал в свое время каких- либо сдвигов в японской архитектуре, хотя в отличие от многих других зданий выдержал землетрясение большой силы. Постройка в Ахмадабаде, как и любое произведение Ф. Л. Райта, индивидуальна и неповторима. Она оставляет впечатление естественной принадлежности к окружающей среде. Такова творческая позиция автора. В творчестве Райта сказывается крайний индивидуализм, он категорически выступает против типизации сооружений даже в то время, когда она так остро необходима в решении проблемы массового жилища для миллионов людей. Подобная направленность взглядов Райта не могла найти отклика в прогрессивных кругах ни в Индии, ни в Японии, где традиционное строительство основано на типизации.
Вместе с тем самобытный талант Райта, его рационализм в решении практических задач, его стремление к выражению предельной простоты и органичной целостности архитектуры снискали Райту заслуженное признание. Подражать Райту невозможно, хотя поклонников и последователей его школы можно найти почти в любой стране, в том числе и в Индии. Учеником Ф. Л. Райта был Хабиб Рахман (1918-1977) во время стажировки в 1948-1952гг. в США. По возвращении на родину Рахман много строил в Дели, Калькутте и других городах северо-восточной Индии. Ему доверяли крупные правительственные заказы. В своих произведениях он стремился следовать завету своего учителя Ф. Л. Райта - на индивидуальный запрос отвечать индивидуальным решением, сообразуясь с конкретными условиями заказа, местности, природы и климата. Первый в Калькутте "небоскреб" в 14 этажей был воздвигнут Рахманом в 50-х годах в тесно застроенном центре города. Деловое здание в Калькутте повторяет экономичную, конструктивно оправданную структуру здания, построенного Ф. Л. Райтом. В Ахмадабаде в центре квадратной в плане башни на всю ее высоту поднимается пустотелый железобетонный стержень, который для жесткости глубоко заглублен в землю. Он использован для размещения электропроводки, водопроводных труб, лифтов и другого инженерно-технического оборудования здания. К стержню крепятся междуэтажные перекрытия, а стены выполняют роль ограждения. Впоследствии этот конструктивный принцип сохраняется и в других подобных постройках, возведенных индийскими архитекторами. В сооружениях 60-х годов вместо железобетонного каркаса все чаще стали применять каркас из стали, для стен уже не употребляли ни тяжеловесный камень, ни кирпич, а прозрачное и непрозрачное стекло, пластик, алюминий.
Родственным постройкам Ф. Л. Райта можно признать по своей пластичности здание Академии искусств в Нью-Дели (окончено в 1968г.). Плавно изогнутое в плане и расчлененное горизонтальными узкими прорезями световых проемов здание органично само по себе, но примыкающие к нему стилизованные айваны чужеродны. В свои современные по формам общественные постройки X. Рахман пытается внести национальный колорит с помощью отдельных модернизированных элементов и средств изобразительного искусства. Мемориальное сооружение Ганди-гхата в Калькутте, возведенное им в 50-х годах, отвечает назначению гхата - традиционного места священного омовения и кремации. Железобетонный открытый павильон имеет причудливо изогнутую крышу, которая опирается на столб, подобный по форме шикхаре - храмовой башенной надстройке с приплюснутым диском-амалакой. Выстроенное в 1970 г. по проекту Рахмана здание научно-исследовательского института в Калькутте украшено по фасаду изображениями печатей, известных по памятникам Хараппской цивилизации.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии