Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
 В 50-е годы, казалось, наконец восторжествовали идеи основоположников современного движения в архитектуре Запада. Эти годы отмечены программными произведениями его лидеров. Современное движение сформировалось в 20-30-е годы под руководством Ле Корбюзье, Мис ван дер Роэ, В. Гропиуса и других ведущих мастеров Запада. Свое учение его лидеры развивали в гуманистических традициях европейской мысли. Они признавали основной миссией архитектуры служение человеку, не задумываясь в эти годы о социальных барьерах, стоящих на этом пути, преувеличивая роль технического прогресса. В задачи современного в то время движения входило очистить архитектуру от бутафории исторических стилей и имитации, мешающей ее развитию в соответствии с требованиями нового времени, и вместе с тем заложить на индустриальной и научной базе фундамент развития новых архитектурных традиций. Прогрессивная сущность и жизнестойкость идей современного движения заключалась в тех проблемах, которые оно выдвигало на первый план и пыталось их разрешить в условиях буржуазного развития общества. Это были проблемы расселения градостроительства, массового жилищного строительства, разумной организации пространственной среды для жизнедеятельности человека, которые по сей день не утрачивают своей актуальности во всех странах мира, включая Индию.
Чандигарх. Здание Ассамблеи, 1952-1955гг. Архит. Ле Корбюзье
Благоприятную почву для своего развития в Индии нашли положения функционализма - этого наиболее мощного и влиятельного направления современной архитектуры. Его формула широко интерпретируется в разных аспектах архитектуры. Чаще всего имеется в виду соответствие внешнего облика функциональному назначению сооружения, зонирование поселения в соответствии с разделением функций в сфере жизни, производства, селитьбы, рекреации и пр., а также выявление во внешнем облике зданий распределения функций. Неслучайно с этих пор в моду вошел "обнаженный" бетон на фасадах зданий.
С современным движением связан так называемый интернациональный стиль в архитектуре, трактуемый как международное признание принципов функционализма. Гропиус писал: "Обусловленное мировыми связями и мировой техникой единство внешних признаков современной архитектуры выходит за естественные границы, определяемые национальным и личным". В 50-х годах в США и других высокоразвитых странах "интернациональный стиль", утративший свое прежнее значение, внедряется в сферу архитектуры деловых и коммерческих зданий. Доминирующие в силуэте города высотные параллелепипеды из стали, бетона и стекла становятся уже символом могущества Запада, влияние которого распространяется на другие страны. Подобные башни строят в Бомбее, Калькутте и других крупных городах Индии.
Увлечение эстетикой машинного производства к концу 50-х годов истощило себя и в теории, и практике. Преимуществами стандартизации и унификации строительства, переведенного на рельсы индустриализации, воспользовались для извлечения больших прибылей крупные строительные фирмы. С середины 50-х годов намечается перелом в развитии архитектуры Запада. Научно-технический прогресс проникает во все сферы жизни общества и обостряет заложенные в них противоречия. В экономике процветание могущественного капитала сопровождается кризисами. С обострением антагонистических противоречий исторически прогрессивные, гуманистические тенденции вступают в противоборство с реакционно-консервативными, пытающимися повернуть вспять необратимый исторический процесс. Развитие производительных сил поднялось с этого времени на новый качественный уровень - освоение атомной энергии, космоса, внедрение кибернетики и бионики, применение программирующих устройств и многое другое. Наука становится своего рода производительной силой.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии