Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  Строительную организацию возглавляет зодчий (стхапати). Он же и градостроитель, обычно принадлежащий к высшей касте брахманов. Многие современные архитекторы Индии - выходцы из касты брахманов, унаследовавшие от предков свою профессию.
Мастера-ремесленники обычно странствовали по Индии, сооружая один объект за другим. Нередко им приходилось оседать на месте крупного строительства, посвящая ему жизнь не одного, а нескольких поколений. Подготовка к профессии зодчего была длительной и многообразной. Последовательное совершенствование в искусстве танца, музыки, живописи, скульптуры, а также прикладном завершалось изучением строительного дела. Легендарного зодчего Вишвакарму называли "мастером тысячи искусств". Неудивительно, что при такой постановке дела достигалась органичность пластических форм, а также синтез архитектуры, скульптуры и живописи - качества, которые были утрачены за время колонизации, а потом возродились в произведениях современных зодчих.
 Бронзовая статуэтка XVIII-XVII вв.
Яркая индивидуальность индийской архитектуры, ее самобытность глубокими корнями уходят в древность, когда на протяжении тысячелетнего развития наблюдается редкая картина унификаций и типологической устойчивости строительства, обусловленных незыблемостью индийских социальных и экономических порядков. В древней и раннесредневековой Индии ясно обнаруживается преемственная связь между сферами гражданского и культового зодчества. Традиции, установившиеся в народной архитектуре, в первую очередь в жилище, переносятся в область монументального и дворцового строительства, и на этой основе вырабатывается общая индийская архитектурная концепция. Стойкость традиций нигде так не проявляется, как в архитектуре жилища, наиболее тесно связанной с природой, климатом, образом жизни и бытом людей. Основные принципы организации жилого пространства в традиционном строительстве Индии сохраняют силу и для современной архитектуры и градостроительства. Во многих городах и селах Индии, особенно там, где сильны пережитки родоплеменных отношений и кастовые различия, исстари сложилась особая система землепользования: люди расселялись по определенным зонам не в одиночку, а группами одной касты или одной профессии, общей религии и языка, общего этнического происхождения. Подобная система иногда встречается и сегодня в заключенных в стены городах Шахджаханабаде в Дели, Ахмадабаде, Хайдарабаде, а также в отдельных районах Калькутты и Бомбея и в больших селах. Согласно этой системе и сформировалась специфическая структура поселения, напоминающая живой организм, состоящий из атомов и молекул.Город расчленяется на части - административные районы (тханы), имеющие зафиксированные границы. Тханы в свою очередь членятся улицами на множество жилых образований - кластеров, называемых мохалла. Мохалла второстепенными улочками (гали и кооча) расчленяется на более мелкие жилые ячейки, которые также изолированы друг от друга стенами с воротами. В этих ячейках размещается одна или несколько семей, иногда представляющих собой патриархальный род. Такой жилой комплекс обычно состоит из несколько сообщающихся между собой внутренних дворов, жилых и хозяйственных построек. Здесь же обычно находятся ремесленные мастерские, в которых заняты и женщины, и дети.
Мохалла - это своего рода крепость внутри укрепленного города. Ее окружают стены с воротами. Она недоступна для людей другой касты, веры. Сельский мигрант, покидая железнодорожный вокзал, направлялся только в свою мохаллу, так как иного места в городе для него нет. Каждая мохалла имеет свое наименование по роду занятий, имени старейшины либо по приметам местонахождения (мельничная мохалла, мохалла гранатового дерева, мохалла столяров, мохалла купцов и т. п.). Пространственный стержень мохаллы закреплен, но четких границ она не имеет. Мохаллу возглавляет городской совет, по функциям подобный сельскому совету (панчаяту). Он устанавливает правила общественного и личного поведения и следит за проведением их в жизнь. На его попечении находятся сироты и инвалиды. На территории мохаллы размещаются мечеть или храм, базар и начальная школа. Со стороны улицы мохалла для случайного посетителя представляется безлюдным кварталом. Однако за ее стенами среди зелени и бассейнов внутренних дворов бурлит жизнь.
1 - 2 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии