Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  Виртуозно спланирован Лаченсом и примыкающий к дворцу декотаривный сад, в котором искусно переплелись приемы индо-монгольского, персидского и европейского садово-паркового искусства. Ансамбль Дели, как и было задумано, перекликается с великолепными архитектурными монументами Шахджаханабада. Однако рядом с с этим пыльным густонаселенным типичным индийским городом с его запутанными лабиринтами узких и кривых улочек, переулков и дворов, среди унылого ландшафта окрестей Дели, где возделанные поля чередуются с пустырями, покрытыми колючим кустарником и черными камнями, словно обугленными палящими лучами солнца, новый Дели встает как зеленое чудо, город-сад. Он весь утопает в зелени цветущих садов, аллей и парков, в тени которых прячутся красивые виллы и дворцы.
Колониальный режим не только усиливал эксплуатацию трудящихся, но и тормозил предпринимательскую деятельность местной буржуазии, ущемлял интересы феодалов, сковывал рост и деятельность местной интеллигенции. Со второй половины XIX в. освобождение страны от иностранной зависимости стало главной задачей времени почти всех слоев индийского общества. Укрепившаяся индийская буржуазия в 1885 г. создает свою первую политическую партию - Индийский Национальный конгресс. В 1920-1930 гг. во главе ее стояли такие деятели, как Махатма Ганди и Джавахарлал Неру. В 1905-1908гг. огромный размах приняло патриотическое движение за поддержку отечественного производства (свадеши). Это был широкий протест против внедрения в страну иностранных товаров, капитала, языка, образцов культуры. Свадеши способствовало не только возрождению ткачества и многих заброшенных художественныхремесел индийской коммерческой и предпринимательской деятельности. На основе свадеши выросли первые национальные банки (большая часть их функционировала до 1970 г., т.е. до национализации банков), возникли первые индийские металлургические заводы, гидроэлектростанции и другие промышленные предприятия. В атмосфере патриотического накала с конца XIX в. сильно возрос интерес к национальной культуре. В этот период были основаны музеи национального искусства в Калькутте (1875), в Джайпуре (1876-1887), в Лахоре (1890-1894), в Дакке (1913). Развертываются археологические исследования и организуются публикации материалов в виде обзоров, берутся под охрану исторические памятники.В Шантиникетоне в 1922 г. великий поэт Рабиндранат Тагор основывает Национальный университет, в Лахоре создается художественная школа Майо. Шантиникетон воспитал целую плеяду художников в духе традиций своей страны и новейших западных направлений. К источнику народного творчества приобщил профессиональное искусство Джамини Рой (1887-1972). Для индийской художницы Амриты Шер Гил (1915-1942), чье творчество сформировалось под влиянием Гогена и других художников Запада, главным источником источником вдохновения оставались монументальные росписи Аджанты. Это, по ее словам, и есть "истинно великий бессмертный пример чистой живописи".
Процесс социально-экономического развития способствовал обогащению верхушки индийского общества. Наряду с сооружением промышленных и коммерческих зданий возобновилось дворцовое и культовое строительство с участием индийских зодчих (стхапати). В 1930-1940гг. в крупных городах возводятся комплексы сооружений в модернизированных традиционных формах (мечеть Накхуда и джайнский храм Дакшиневар в Калькутте, храм Лакшми Нарайана в Нью-Дели). Возросший интерес к национальной культуре отразился на работах не только индийских зодчих, но и иностранных мастеров, работавших в Индии с конца XIX - начала XX вв. Ориентация на местный архитектурный стиль проявилась уже в творчестве Лаченса. В Бомбее на мысу гавани возвышаются Триумфальна ворота Индии в гуджаратском стиле XVI в. с башенками, напоминающими по формам минареты, резными кронштейнами и стрельчатыми проемами. Здесь же расположены здания почтамта и Музея национального искусства (1905-1914), в которых применены купол и ажурные детали, характерные для биджапурских мавзолеев XVIIв. В Хайдарабаде выстроенная в 1906 г. больница в целом выдержана в стиле местной архитектуры XVII в. Здания университета в Мадрасе, Центрального музея, почтамта, телеграфа в Лахоре и банков в Дакке имеют характерные для могольских сооружений XVII в. купола, павильончики (чатри) и двухцентровые арочные проемы. В тот период преобладал поверхностный подход к освоению индийского архитектурного наследия. Фасады современных сооружений, созданных с применением новой строительной техники, превращались в набор декоративных деталей, заимствованных из индийских храмов, мавзолеев и мечетей.
Эта тенденция отразилась даже на облике христианских церквей. Башенки (шикхары и гопурам), характерные для индийских храмов, применены в церкви в Тирупаттуре (штат Мадрас). В росписях этой церкви Христос изображен в виде бодисатвы, а дева Мария – сидящей на лотосе.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии