Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  Спроектированный Лаченсом дворец несомненно принадлежит к лучшим памятникам архитектуры колониальной эпохи, но, к сожалению, этот важнейший объект не занял должного места в композиции Капитолия. По идее Лаченса, дворец должен был находиться наверху, а у его подножия - фланкирующие здания секретариата. Этому воспротивился Бэйкер, который поместил все здания на одном уровне, отодвинув дворец вглубь. Если в плане, макете и с птичьего полета дворец смотрится доминирующим обьектом, то на главном подходе к Капитолию виден лишь наполовину купол, отчего сильно снижается общий эффект градостроительного замысла. На первый план выступают претенциозные по архитектуре четырехэтажные здания секретариата, расположенные по обеим сторонам главного подъезда к дворцу. Г.Бэйкер повторил здесь те же классицистические формы с налетом ориентализма и ту же симметричную дробную композицию с выступающим массивным портиком и залом в центре, перекрытым куполом на высоком барабане, что и в построенных им в 1911 г. правительственных зданиях в Претории - столице Южно-Африканской Республики.
Потерявший свое господствующее место в Капитолии и в городе, дворец вице-короля воспринимается обособленным, замкнутым в себе организмом. По своей структуре дворец компактен и гармоничен во всех пропорциях и деталях. Это грандиозное сооружение заключает в себе 285 помещений разных размеров и назначения, расположенных на неодинаковых уровнях. Здесь автор провел классицистические принципы с исключительной последовательностью. Для Лаченса, как и для римлян, создавших Пантеон и термы Каракаллы в Риме, главная задача - организация внутреннего странства. И здесь он предельно рационалистичен. По тщательной отработке плана дворец, можно сказать, представляет чрезвычайно удобную "машину для жилья", причем хорошо приспособленную к местным условиям жаркого климата. Большая часть площади и внутренних помещений, как это принято в индийской жилой архитектуре, отведена для террас, лоджий, галерей, внутреннеего двора, благодаря чему все помещения пронизаны движением воздуха, обеспечены необходимой прохладой. Безупречно функционально решенный дворец покоряет цельностью художественного образа, величественного и монументального, не лишенного человечности масштаба. Индийскому характеру архитектуры отвечает горизонтально протяженная композиция фасадов дворца (высотой 22,5 м), подчеркнутая теневой полосой, падающей от карниза-чаджи (с большим выносом - 2,4 м от стены), а также чередующимися поясами белого и красного камня. Горизонтальные членения уравновешены вертикальным ритмом колоннад модернизированногодорического ордера (подвешенные колокольчики к капителям заимствованы из джайнских храмов). Со стороны главного подхода к дворцу на площади высится Джайпурская колонна, а на фоне фасада выделяются статуи короля и королевы.
 Дворец вице-короля - ныне Раштрапати Бхаван, 1912-1931гг. Архит. Э.Лаченс
Строгий функционализм и лаконичность форм, скупость декора непринужденно сочетаются в этом произведении Лаченса с эмоциональной насыщенностью образа, проникнутого духом романтизма. Торжественно-величавы ослепительно белые просторные холлы и широкие лестницы из мрамора, ведущие к тронному залу. По-средневековому романтичны коридоры нижних этажей, перекрытые сводами, где неожиданно сверху, сквозь круглое отверстие грота, падает в каменный водоем каскад воды, вносящий освежающую прохладу. Неожиданны и фонтаны в виде античных чаш на крыше зданий. Благородной простотой форм и изысканностью убранства отличается тронный зал. Здесь нет ни резьбы, ни лепнины, ни скульптуры, ни живописи - лишь тонкие изящные линии архивольтов вокруг ниш и карниза, опоясывающего зал. А вместе с тем ощущается великолепие. Оно исходит от трепетно-прозрачного мрамора, от кажущегося безграничным центрически решенного пространства, залитого мягким рассеянным светом, от сверкающего мраморного пола, поразительно крупного контрастного рисунка из пересекающихся в плавном изгибе бархатно-черных, белых и изумрудно-зеленых полос.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии