Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
 На проспекте Джанпатх, обсаженном, как и другие городские магистрали, могучими деревьями с развесистыми кронами, cocpeдоточились гостиницы и кинотеатры. Преднамеренная градостроительная связь нового города с памятниками старины вполне очевидна. Перед проектировщиками Дели вице-король Хардинг поставил задачу претворить в материальном и духовном аспекте связь между старым и городом. Это означало добиться определенной преемственности в стиле архитектуры новых сооружений, с ориентацией на местный архитектурный стиль. Хардинг признавал необходимость считаться с возросшими патриотическими чувствами местного населения.
Так жизненно необходимые контакты новой столицы со старым городом были закреплены в архитектуре. Дворцы Капитолия Дели, цитадель и мечети в старом Дели - эти архитектурные монументы, разделенные двумя столетиями, перекликаются между собой по общему колориту своего строительного материала - красного песчаника и характеру архитектуры и декора. Причем задача решена не только в плоскости визуального сходства зданий, а в более широком градостроительном аспекте.
Величественный проспект Раджпатх ориентирован на то место, где три тысячи лет назад на берегу Джамны стояла легендарная столица Индрапрастха, а теперь выделяются монументальные ворота - главный вход в крепость Пурана-Кила. Другой важный проспект Джанпатх продолжается дорогой которая ведет на юг к руинам Лал-Кота, где возвышается знаменитый минарет Кутб-Минар, на север продолжается Джанпатх, Минт-роуд, замыкающейся видом на соборную мечеть Джама-Масджид в Шахджаханабаде.
Э. Лаченс не упустил как будто ни одной возможности раскрыть наиболее эффектную точку восприятия каждого значительного монумента со стороны проложенных проспектов, а в отдельных случаях превратить памятник прошлого в один из ориентиров нового города. Этот ценный принцип планировки Дели поддерживается и развивается и теперь. Вносить национальные черты в архитектуру Дели Лаченс сопротивлялся дольше и упорнее, чем его коллега Бэкер. Будучи убежденным последователем Иниго Джонса и Кристофера Рена, он признавал непреложные закономерности и общечеловеческие истины лишь в западноевропейском классическом наследии. Г. Бэйкер советовал Лаченсу: "Удовлетворите индийские сантименты, если они не находятся в конфликте с великими принципами... Отбросьте классическую традицию, идите по пути решения в плоскости солнца и тени, и тогда это будет не индийская, не английская и не римская, а имперская архитектура. В 2000 г. в индийской архитектуре восторжествует имперско-лаченсовская традиция".
После долгих творческих поисков Лаченс решил, что он "озарит новым светом архитектуру Индии и привьет ей недостающую математическую логику Ньютона и К.Рена", на которую опирался он сам.
"Выразить современную Индию в камне, представить ее удивительное чувство сверхестественного, сочетаемого с глубоким фатализмом и неистощимым терпением, - не легкая задача. С помощью стерильного английского классического стиля это не сделаешь, как и не сделаешь посредством включения в архитекту индийских деталей, словно развешивая картины на стене".
Лаченс воспринял из индийской архитектуры лишь те элементы, которые были вызваны к жизни особенностями жаркого климата и яркого солнечного освещения. Во дворце вице-короля он применил узкие световые проемы, глубоко западающие лоджии, ниши выступающие портики, в результате чего помещения, пронизанные всюду движением воздуха, были обеспечены тенью и прохладой. Прекрасным солнцезащитным средством служили для его зданий карниз-чаджи с его большим выносом и сквозные решетки-джали пропускающие воздух и свет внутрь помещения и ограждающие от избытка солнечной радиации. Были также использованы принятые в традиционной архитектуре декоративные павильоны-чатри, помогающие предохранить верхнее перекрытие от перегрева. Вводить известные уже в то время в Европе новшества, связанные с применением стали, цемента и железобетона, в Дели не пришлось. Ограничились каменной кладкой, отчасти из-за того, что в Индии не было налажено производство новых строитель материалов, не посчитались с мнением известного английского инженера Брэдфорда Лесли, который считал анахронизмом в XX в. традиционными методами в стиле Ренессанса.
Основным строительным материалом Дели служил кирпич, главным образом для стен. Вследствие дороговизны импортного остатка стали здесь избегали применять железобетон, предпочитая армированную кирпичную кладку. Для облицовки стен правительственных зданий и монолитных колонн использовали виндхийский камень из Декана. Мрамор в Дели доставляли из Джайсалмера. Для пола тронного зала мрамор из Италии. Помимо декоративного эффекта мрамор, отражая лучи, предохраняет здание от перегрева, но облицевать дворец не хватило средств. Мрамором отделаны лишь интерьеры главных помещений, а верхние этажи оштукатурены Дворцовый сад-амфитеатр закончен не был. Проект Нового Дели предусматривал 136 км коммуникационных линий водопровода и электросетей.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии