Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  Сеть железнодорожных путей, подобно дереву с его стволом и ответвлениями, отражала, по сути дела, саму структуру колониального господства Великобритании в Индии, подчинившего своим интересам развитие экономики страны, ее социально-политическое устройство, коммуникации, образование, а отчасти и культуру. Англичане поощряли развитие лишь легкой промышленности, а начало развитию тяжелой индустрии и энергетики заложил в начале XX в. национальный капитал (фирма "Тата").
Развитие плантационного хозяйства технических культур (хлопок, джут, каучук, чай, кофе и пр.) на экспорт за счет зерновых довело Индию, эту одну из крупнейших житниц Азии, до того, что две трети населения страны было обречено на хронический голод. Крестьяне были вынуждены бежать в города, обеспечивая приток дешевой рабочей силы на промышленные предприятия. В 60-х годах XIX в. появились первые фабрики: хлопчатобумажные в Бомбее, джутовые в Калькутте. Эти предприятия, созданные на средства англичан и индийцев, заложили основу двух крупных отраслей промышленности. Фабрично-заводское строительство в Индии началось в период, когда индийское ремесло еще только поднималось на стадию развития мануфактуры. Фабрика в Индии, в отличие от европейской, не просто пришла на смену ручному производству, а в течение многих десятилетий противоречиво "сосуществовала" рядом с ним. Поэтому капитализм в стране развивается в двух формах - в крупном и мелком производстве Экономические преобразования внесли изменения в социальную структуру общества. В Индии появились капиталисты и пролетарии. Армия последних пополнялась за счет обнищания крестьянства. Переход от ручного производства к машинному вызвал новый тип сооружения - промышленное предприятие, вокруг которого вырастают жилые районы. Как правило, это новый район в старом городе или целый новый город. С появлением новой градообразующей основы ускорился рост городов, чему содействовало развитие более совершенных видов транспорта и коммуникаций. Появились такие типы зданий, как железнодорожный вокзал, почта, телеграф. Концентрация капитала в городах, главным образом портовых, вызвала потребность в банковских, коммерческих и деловых зданиях, которые возводились с применением новых строительных материалов, конструкций, а также методов строительства.
 Здание Национального банка, 60-ые годы. Архит. Дж.Бэтли
Англичане не смешивались с местным населением и его культурой, они составляли как бы еще новую привилегированную касту, которая противопоставляла индийской культуре свою собственную, внедряла свой язык, веру и навязывала свою систему образования и художественные вкусы. К сотрудничеству с англичанами в политике, экономике, торговле и других сферах жизни страны привлекались в первую очередь родовитые купцы и ростовщики, а иногда князья - махараджи и навабы. Лорд Керзон, назвал их "коллегами и партнерами" британских правителей в Индии. Именно они больше всего были подвержены европейскому влиянию, перенимали чужой образ жизни, язык, манеры. Свои вкусы они диктовали подвластным им мастерам, зодчим и художникам, и те были вынуждены следовать образцам европейского искусства, занесенным в Индию различными путями. Помимо коммерсантов, дельцов и представителей высшего административного аппарата в чине губернаторов, судей, офицеров Индию посещали и в ней селились английские инженеры, художники, зодчие, поэты и ученые. Индийские князья и купцы уже не доверяли местным зодчим (стхапати), а поручали строительство своих дворцов и особняков иностранцам, под руководством которых индийцы выполняли строительные и отделочные работы. Дворцы, построенные в этот период на юге, в Майсуре, Хайдарабаде, или на севере, в Лакхнау, Гвалиоре и Бенгалии, в одинаковой мере поражают эклектичностью европеизированных форм на фасадах и в интерьерах.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии