Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  Европейская колонизация Индии началась в первую очередь насаждением в индийскую среду архитектурно-градостроительных структур, не имеющих ничего общего с местной культурой, с ее традициями. К середине XIX в. англичане, оттеснив других колонизаторов, завершили завоевание почти всего субконтинента. Индия впервые в ее истории была объединена в единое административное целое - индийскую империю под британской короной, и впервые ее завоеватели управляли страной извне. Централизация власти облегчила англичанам управление страной и ее эксплуатацию и вместе с тем способствовала интеграции и укреплению государства и его экономики, а также росту национального самосознания.
Британская колонизация в своем развитии прошла несколько этапов: за хищническим грабежом страны последовало превращение ее в аграрно-сырьевой придаток Великобритании, а затем в арену приложения промышленного капитала. По мере усиления колониального гнета росло сопротивление со стороны эксплуатируемого индийского народа. Важным рубежом в жизни Индии стало разразившееся в 1857-1859 гг. всенародное восстание. Англичане жестоко его подавили, но им не удалось остановить нараставшую в стране волну национально-освободительного движения, в ходе которого укреплялась тенденция к возрождению национальной культуры.
Двойственный характер британской колонизации проявлялся во всем. В процессе колонизации рушилась традиционная экономическая основа индийского города, замирали кустарные промыслы и ремесла, приходили в упадок обезлюдевшие старинные центры ткачества. С упадком старинного города нарушались традиционные связи между городом и деревней и отдельными районами страны. Вместе с тем создавались новые транспортные связи, в первую очередь ведущие к портам, которые связывали Индию с метрополией. На путях к ним возникали новые города. Так, например, в крупнейший индустриальный центр вырос Канпур. Вместе с тем оказавшиеся в стороне от новых путей многие старинные города пришли в упадок.
 Калькутта. Английская усадьба в стиле неоклассицизма
Разрушая многовековой экономический уклад страны с ее феодально-кастовым строем и сельской общиной, составлявшей на протяжении тысячелетий ядро индийского общества, Великобритания тем самым расчищала путь для развития в Индии новой общественной формации - капитализма, устанавливала связи с Западом, подчиняя их своим интересам, а связи Индии с Востоком она прервала. Централизация власти и вовлечение Индии в систему мирового капиталистического хозяйства требовали интенсивного строительства транспортных путей и других средств коммуникаций, а также хорошо оборудованных морских портов. Все это способствовало развитию промышленности, росту городов и урбанизации страны. В этом процессе значительную роль играл железнодорожный транспорт. К началу XX в. ведущие центры страны были соединены железными дорогами. Строительство дорог, начатое как прибыльное дело, приобрело для Великобритании военно-стратегическое значение. Англичане проложили железную дорогу вдоль древнего Великого пути от Калькутты через Аллахабад, Дели, Матхура, Пешавар в Кабул и Тегеран. Железнодорожная система Индии длиной свыше 28 тыс.км. была тогда одной из самых крупных в мире. Проходя через пустыни, джунгли, в горах, она несла новые порядки в самые отдаленные и глухие места страны. По словам В. П. Андрю, это строительство превосходит своей грандиозностью акведуки Рима, пирамиды Египта, Великую Китайскую стену, индусские храмы и дворцы, мавзолеи Великих Моголов.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии