Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
  Со временем число оград возрастало, и возникавшие одновременно с ними башни-гопурам по своим размерам превосходили предшествовавшие (высота самых поздних гопурам достигала свыше 50 м). Во время военной опасности за стенами храма население окрестных поселений находило убежище, а гопурам могли служить дозорными вышками.
  Гопурам в разрезе
За оборонительными стенами, которые создавались концентрическими рядами вокруг храма, посвященного Вишну или Шиве, возникали и множились жилые кварталы, торговые лавки, школы, больницы, склады и другие гражданские постройки. Разросшийся с веками храмовый комплекс и по размерам, и по своим умножившимся функциям превращался в мощный экономический, административный и культурный центр окрестных поселений. Таким образом развилась наиболее самобытная форма индийского феодального города - города-храма, ядром которого служил храм, обладавший правами феодальной собственности на землю. Классическим образцом из тридцати подобных городов-храмов признается Шрирангам. Его прямоугольная, центрическая осевая композиция с ограждением стенами в несколько концентрических рядов ведет свое происхождение от древних сельских поселений и лежит в основе планировочных схем, рекомендованных в трактате "Манасара". Тем самым лишний раз подтверждаются тесные связи, ранее существовавшие в различных сферах индииского гражданского и культового зодчества. На индийскую цивилизацию в средние века оказала влияние культура, связанная с исламом, привнесенная завоевателями Индии из Ирана и Средней Азии. Владычество мусульманских династий длилось около шести столетий и распространилось почти на всю Индию. Вместе с ним в Индии распространились ранее невиданные типы культовых сооружений, такие как гробницы, мечети, минареты, медресе, в формах, выработанных в странах Ближнего Востока (арки, своды, купола, айваны и др.).
В процессе активного и плодотворного взаимодействия культур местных и других народов создавались новые градостроительные и планировочные приемы, более совершенные конструктивные методы и формы строительства, новые эстетические идеалы. С применением арок, сводов и куполов в Индии появились новые пространственные системы. Впервые индийские зодчие обратились к задачи внутреннего пространства. Выдающимся образцом инженерно-строительного искусства своего времени стал второй в мире по величине (диаметр 42 м) купол мавзолея Гол-Гумбаз в Биджапуре (XVII в.).Влияние иноземных традиций сказалось и на объемно-пространственной композиции зданий, которая стала более строгой и симметричной. Архитектура и декор приобрели линейно-плоскостной характер. Вместе с тем фанатичное следование догмам ислама нанесло непоправимый ущерб развитию изобразительного искусства, и прежде всего скульптуре, составлявшей прежде неотъемлемую часть архитектуры.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии