Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR
 Выработанные с древних времен деревянные конструкции стоечно-балочной системы и сводчатых покрытий по стропилам и фермам в дальнейшем на протяжении многих столетий воспроизводились в каменных сооружениях со всеми деталями вплоть до головок гвоздей. Наглядное представление о бесследно исчезнувших постройках из недолговечных материалов дают изображения на каменных рельефах и стенные росписи буддийских монастырей, вырубленных в толще скал ( III в.до н.э. - VII в. н.э.). Но лучше всего объемно-пространственная структура подобных зданий запечатлена в ратхах в Махабалипураме (древний порт Мамаллапурам в 70км. от Мадраса). Эти уникальные памятники VIIв. образуют как бы сказочный городок, где мы видим в натуральную величину наряду со статуями животных изваяния построек из отдельных глыб скалы. Из них выделяются (помимо домика, квадратного в плане с четырехскатной крышей) два исходных типа сооружений: вихара - квадратное в плане здание с пирамидально-ярусным башенным верхом (прототип святилища в храмовом комплексе на юге Индии) и чайтья - продолговатое в плане здание со сводчатым покрытием типа индийской трехнефной базилики, послужившее прототипом надвратной башни-гопурам - входа в южноиндийский храмовый комплекс.
 Кумбаконам. Надвратная башня "гопурам" XVIIв.
Для вихары и чаитья характерны конструктивные особенности традиционного индийского строительства: террасная или пирамидально-ярусная структура здания, каркасная, стоечно-балочная система стеновой конструкции, плоское балочное и сводчатое двухскатное (по стропилам или фермам) покрытие. К этим традиционным конструктивным приемам все чаще обращаются современные индийские архитекторы даже при использовании стали, железобетона и других новых материалов. Наиболее значительная часть сохранившихся памятников в Индии относится к средним векам - это в основном фортификационные и культовые сооружения. Сохранившиеся на севере Индии крепости раджпутских князей в Читторгархе и Гвалиоре (XV- XVI вв.), а также оборонительные сооружения мусульманских правителей в Агре и на юге в Голконде (XVII в.) могут служить доказательством того, что Индия в искусстве фортификаций не уступала Европе.
В средневековой Индии сформировались три основные разновидности феодального города: город-храм, город-ставка и город-крепость. В каждом из них отразились преобладавшие формы землевладения, социальная структура общества, характер религии и культурные традиции.
Редкая картина эволюции глубоко самобытных форм градостроительства и архитектуры с VII по XVII вв. наблюдается на крайнем юге Коромандельского побережья (на территории главным образом Тамил-Наду). В этой области ортодоксального индуизма и безраздельного господства брахманских жрецов-феодалов крепости и дворцы, подобные тем, которые строились на севере Индии, сооружались очень редко. Монументальное строительство велось непрерывно свыше тысячелетия в рамках канонов и традиций, закрепленных религией. Создавались обширные храмовые комплексы, заключавшие в своих стенах постройки различного назначения. Храмовые сооружения росли вширь и вверх, не изменяя принципам структурного сложения форм. Логическим завершением завершающейся композиции, сохраняющей стилистическое единство, явился Махабалипураме , созданный на рубеже X-XI. С XIIIв. в условиях постоянной угрозы завоевания Южной Индии чужеземными феодалами, покорившими Северную Индию, развитие храмового строительства приняло иное направление. Новые храмы не создавались, а вокруг старых наиболее почитаемых объектов брахманского культа воздвигались новые ограды с внушительными входами в храмовый комплекс - надвратными башнями (гопурам).

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 - 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 - 32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43 - 44 - 45 - 46 - 47 - 48 - 49 - 50 - 51 - 52 - 53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58
Архитектура Индии