Главная.Архитектура.Зодчие.Арх. творения.Услуги.Контакты.
www.arch-mar.ru
 MaR

  ...Когда благочестивый патриарх после семимесячного плавания наконец увидел сушу, он воскликнул – "Еревац!" (т. е. "видна", "показалась"). Отсюда якобы и происхождение названия города Еревана. "Ной спускается с горы Арарат" - так называется большая картина И. К. Айвазовского. Первый привал необычный "экипаж ковчега сделал на склоне Арарата, где Ной посадил иву. Здесь потом возникло армянское село Акори, т. е. ("Ивовое"), расположенное на краю бездны... А Нахичеван означает "первопристанище" , "первое место сошествия". Именно сюда Ной пришел с горы Арарат и основал первое поселение людей. По преданию, это произошло в 369 году до нашей эры. Город же же Арнойотн в переводе с армянского означает "место у ног Ноя"...
Эти и многие другие предания, веками передававшиеся из поколения в поколение, использованы в трудах основоположника армянской историографии Мовсеса Хоренаци (V век). В древних армянских песнях, сохранившихся в отрывках, Арарат часто называется "Азатн Масис", т. е. свободный вольный, недоступный для простых смертных.
...Тринадцатое столетие. Знаменитый путешественник Марко Поло через "Араратскую землю" держит путь на Восток. Именно этот венецианец, пожалуй, и явился первым европейцем, открывшим для Запада сказочную красоту библейской горы. Марко Поло был поражен величественным видом белоснежного колосса. В ослепительных красках предстал Арарат перед Европой в его путевых записках.
В русских летописях упоминание об Арарате относится к началу XV века. Иородиакон Зосима советовал паломникам "от Великого моря направо пойти ко Святой горе", расположенной на пути к Иерусалиму. Более подробные сведения об Арарате дал в 1623 году путешественник "купчина Московский гость Федот Афанасьев сын Котов".
Первые сравнительно точные сведения об Арарате приводили французские путешественники Жан Шарден (1673 г.) и Жозеф Питон де Турнефор, опубликовавший свои наблюдения в 1701 г. в трудах Парижской Академии наук. Оба отмечали недоступность горы.
А осенью 1829 года в Армению приехал профессор Дерптского университета Фридрих Паррот, до этого покоривший ряд вершин в Альпах и Пиринеях и считавшийся одним из исследователей Кавказа. 11 сентября 62-летний ученый с двумя своими студентами и эчмиадзинским дьяконом Хачатуром Абовяном, будущим великим писателем и просветителем, достигли села Акори, где свирепствовала чума. Привал устроили выше - в монастыре Сурб Акоп. На следующий день Паррот и местный охотник Саак приступили к осмотру местности и убедились в невозможности подняться к вершине по пути, которым пытался воспользоваться Турнефор. Во время возвращения к монастырю один из студентов едва не сорвался в пропасть, но его чудом спас мужественный Паррот. 18 сентября экспедиция в сопровождении пятерых проводников под предводительством сельского старосты Степана начала историческое восхождение. Они шли по западному склону. Перед вступлением на вечные снега первые покорители Арарата заночевали. Утром началось преодоление намеченной трассы - сквозь льды и снежные сугробы. Неожиданно погода резко ухудшилась. Снежный буран страшной силы заставил смельчаков временно отступить. И только 27 сентября после длительного и трудного восхождения группа достигла 5165- метровой высоты. Арарат был покорен!
Пионер альпинизма в России профессор Паррот оставил обстоятельное описание восхождения на Большой Арарат. "Вершина этой горы одета шапкой вечных снегов: вертикально более 1000 метров... Северная сторона прорезана глубокой расселиной, окаймленной зубцами черных скал...". На самой высокой части Арарата, что в периметре составляет 200 шагов, Хачатур Абовян установил небольшой деревянный крест - лицом к Еревану.

1 - 2 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18
Путешествие по Араратской долине